Tuesday, January 5, 2010

Представление иудаизма о мире


(оригинал здесь)



Как представляет иудаизм Бога? Ответ неутешителен – Бог принципиально не представим. Как гласит третий из тринадцати принципов веры, «Нет у Него ни физических форм, ни каких-либо иных. Тайна скрытой сути Его непостижима». У Него не может быть не только образа, но и свойств, ибо Он – целен и неделим. И вообще нет ничего, кроме Него. К кому же обращает иудей молитвы?

Воспользуемся наиболее известной фразой текста главной молитвы, произносимой дважды в день, утром и вечером. «Слушай, Израиль! Господь – Бог наш. Господь один». Израиль – еврейский народ и каждый еврей персонально. Как правило, словом Господь на русский переводится наиболее личностное Имя, настолько раскрывающее Его святость, что на иврите, святом языке Писания, оно не произносится. На письме состоит из четырёх букв, и потому известно под названием «четырёхбуквенное имя» или «тетраграмматон». При чтении заменяется словом Адонай, а в третьем лице – Ашем, что означает Имя. Словом Бог переводится имя Элоким, что означает множество сил или источник всех сил, управляющих миром. На иврите из-за трепета перед Святым, благословен Он, и почтения ко всему, имеющему к Нему отношение, слова эти пишутся с пропуском одной буквы. В переводах святость не сохраняется и правило это как бы теряет смысл, но чаще всего пишут «Г-сподь» и «Б-г». Стараются без особой необходимости не употреблять эти слова, а писать и говорить Всесильный, Всевышний, Вездесущий.

Поскольку мир не только сотворён Всевышним, но и управляется Им, мы можем составить для себя представление не о Нём самом, но о принципах Его управления. В первой главе Пятикнижия встречаем два рассказа о сотворении мира, несколько отличающиеся друг от друга (см. Полонский. «Две истории сотворения мира» в подборке статей к главе «Берешит»). Причём в первом случае Творец действует под именем Элоким, а во втором – Ашем. Так вот первое имя означает, что управление миром осуществляется категорией суда, а второе – категорией милосердия. Творец как бы говорит: «Если буду судить мир по справедливости, то он не выдержит строгих требований быть идеально соответствующим Моим замыслам, и погибнет. А если управлять им только с использованием качества милосердия, он развратится от безнаказанности. Буду сочетать оба эти качества при обращении к Cвоему творению».

Получается, что молящийся признаёт над собой власть и суд милосердного и любящего Отца. Вторая часть фразы означает не только, что нет другого, но и то, что Он – един, не разложим на составляющие. Высшее Единство заключает в Себе всё и является Источником всего, проявляется во всех явлениях.

Почему Он стал Творцом? Ведь в своей цельности и полноте (вне и кроме Него нет ничего) Он самодостаточен, ни в чём не нуждается. Мир создан как объект переполняющей Его любви. Мир создан для того, чтобы дать ему благо. Что есть благо? Близость к Всевышнему – источнику всякого совершенства, добра и любви. Всё, что человек ощущает как счастье, как возвышенное наслаждение, и есть приближение к Нему в той или иной степени, с одной или другой стороны.

Казалось бы: вот и сотворил бы мир с максимальной способностью воспринимать благо и одаривал бы его добром, тем более что оно безгранично. Но принесёт ли удовлетворение полученное даром? Не напрасно наиболее совершенной благотворительностью считается не милостыня и даже не одалживание денег, а предоставление нуждающемуся возможности заработать самому. Ведь тогда получающий помощь не только будет избавлен от стыда за «хлеб позора», но и получит возможность и право гордиться собственной победой над нуждой. Насладиться благом в полной мере возможно лишь в том случае, если получено оно в результате собственных усилий.

Что значит «по образу и подобию»? Человек наделён высшим совершенством – свободой воли. Он призван не просто получить благо, а наслаждаться им заслуженно. Сам может выбрать путь к Творцу и сам преодолеть все трудности на этом пути. Одно из многих объяснений слов Писания «сделаем человека» говорит, что Творец обращается к самому человеку: «Вместе, ты и Я, сделаем из тебя человека». Ангелы в духовных мирах существуют в постоянном блаженстве, наслаждаясь светом, исходящим от престола Его славы. Но они лишены свободы выбора, выполнение воли Творца для них единственно возможное состояние, и тут они равны животным. Они не участвовали вместе с Творцом в преобразовании мира, не заслужили своей доли, а потому блаженство их несовершенно. Другой пример: «Один миг в мире грядущем прекраснее всей жизни в этом мире. Но одна минута в этом мире важнее, значительнее всей вечности мира грядущего». В грядущем мире (после смерти тела) души наслаждаются близостью к творцу с интенсивностью, не идущей ни в какое сравнение с наслаждениями этого мира. Но там они лишены возможности влиять на мир, проявлять качества, имеющиеся лишь у человека и его Творца. Предназначение своё – быть сотворцом Всевышнего, а значит максимально раскрыть свой потенциал уподобления Ему, – человек может выполнить только в мире действия. По великой милости к человеку Творец не просто одарил его благом, но дал возможность выбрать и заслужить его. Недаром наибольшим праведником, т. е. совершенным человеком, в иудаизме считается тот, чьи собственные желания совпадают с желаниями Творца.

Известная фраза «Человек – венец творения» в нашем контексте означает не только наибольшее совершенство человека по сравнению с другими элементами творения, но и то, что весь мир создан ради человека. Обращаясь к Библии, необходимо помнить, что не хронику читаем, а пытаемся понять смысл существования человека на Земле и усвоить подсказываемый нам урок. Везде в Писании, и в первых главах наиболее наглядно, описываются не события, происходившие где-то и когда-то, а смысл взаимоотношений Творца со своим творением. Помещая Адама – всё человечество, в райский сад – природный мир, Творец повелел ему возделывать его и охранять. То есть человек призван управлять всей природой, и несёт за неё ответственность. А поскольку каждый человек уникален, он должен говорить: «Ради меня создан мир».

Желание приблизиться к Всевышнему – источнику высшего блаженства, присуще всем религиям. Христианские анахореты и индийские йоги добиваются в этом значительных успехов. Но путь их – в уходе от мира. Иудаизм же призывает верующих не бросать несовершенный мир на произвол слепых стихий, а поднять его вместе с собой к Всевышнему. Звучит это как «сделать материю прозрачной для света духовности», «сделать земной мир жилищем для Бога, как и Небо». Мир сотворён отделённым от Бога, не воспринимающим Его Свет. И человек помещён в мир для того, чтобы исправить его несовершенство. И тем заслужить блаженство в мире грядущем.

В двух рассказах о сотворении мира Писание обозначает два главных качества Адама. В первом случае он сотворён как руководитель природы, призванный освоить её, подчинить своей воле и привести к Всевышнему. И в этом проявить подобие Ему. Во втором случае сотворён ищущим смысла, блага и путей их осуществления. И в этом угадывается Его образ. И тут разворачивается драма, под знаком которой проходит вся история человечества.

Адаму, уподобленному Творцу, но всё же далеко не равному Ему, дана была возможность-подсказка. Чтобы реализовать свободу воли, ему необходимо было иметь возможность выбора. В идеальных для выполнения своей миссии условиях райского сада Адам имел лишь одно ограничение-заповедь: не есть плодов дерева познания добра и зла. Ему предлагалось понять, что высшее благо для него – подчинить собственную волю воле Творца, и выполнить эту заповедь. Для этого необходимо осознание того, что единственный источник жизни – Всевышний. Но Адам увлёкся своей ролью человека природного (первый рассказ) и захотел найти источник поддержки существования не только в Творце, но и в творении, как будто оно не безусловно зависит от Сотворившего его, и может быть самостоятельным источником. С тех пор всё человечество попало в зависимость от природы, и должно исправить грех первочеловека, т. е. вернуться к состоянию искренней преданности Его воле, избавиться от сомнения в том, что не только благо, но и само существование человека полностью и исключительно зависит от Творца.

И ещё одну ошибку, или грех, совершил Адам. (Кстати, одна из форм греха – в понимании иудаизма – использование дарованных Творцом потенциалов не по назначению. Неисполнение, по слабости или в результате заблуждения, воли Творца.) Он усомнился в том, что Отец может желать для сына лишь добра, и пошёл против Его ясно выраженной воли, руководствуясь собственными соображениями. Адам как бы подумал: «Не напрасно ведь наделён я любознательностью и получил приказ познавать природу. Проявлю-ка инициативу в реализации этих своих качеств». И был бы прав, но при этом пришлось преступить запрет (другая разновидность понятия «грех» - переступление через границу дозволенного Всевышним), и похвальные, казалось бы, намерения Адама не избавили от необходимости искупать ошибку, чего и ожидает от каждого поколения его потомков Творец.

Не сумело человечество понять и, тем более, исправить грех Адама. Извращённое понимание блага, как удовлетворения материальных потребностей, привело большинство людей к такому скотскому состоянию, откуда возвращение к Всевышнему уже неосуществимо. Возможность получения истинного блага, ради которого было создано человечество и весь мир, поколением Потопа была утрачена. Всевышний в бесконечной любви к человеку начал процесс сначала. Между прочим, в рассказе Писания о потопе Творец действует под четырёхбуквенным именем, т. е. проявляет милость к творению, не уничтожая его совершенно, а давая возможность второй попытки. Со спасённым Им от потопа Ноахом (Ноем), последним праведником допотопного поколения, Всевышний заключил Завет и пообещал не посылать больше на Землю глобальных катастроф.

Но и потомки Ноя не поняли своего блага в подчинении власти Неба, а захотели полной независимости и начали строить Вавилонскую башню. На этот раз Всевышний не стал уничтожать людей, а просто уменьшил их возможности в проявлении своеволия. Поскольку люди дважды доказали свою неготовность выполнять волю Создателя всем человечеством, оставалось поручить эту миссию части людей. Из семидесяти народов, на которые было разделено человечество, подходящего не нашлось: все поклонялись идолам, забыли своего Творца и то, для чего были сотворены. Спасено было человечество от прозябания в недостойном бездуховном состоянии появлением Авраама.

Заслуга Авраама состояла даже не столько в том, что он сам додумался до признания Единого Всевышнего и отверг господствующее повсюду идолопоклонство. Жили тогда мудрецы, получившие знания о Боге от Ноя, но они были вынуждены учить этому немногочисленных желающих в условиях подполья. Авраам же открыто провозгласил свои убеждения, и это стало делом его жизни. Всевышний решил произвести от Авраама народ, способный принять и выполнить Его волю. Почему именно народ? Только в полноценной жизни народа в собственном государстве можно выполнить все разнообразные требования Всевышнего, и дать пример правильного и успешного существования другим народам. А от намерения дать счастье именно всему человечеству, а не отдельным праведникам или группам людей, Всевышний не отказывался и не откажется, поскольку любовь Его к своему творению безмерна и Он не ограничен ничем.

No comments:

Post a Comment